Архив
Мгновения любви

Создатель популярнейшего сериала о Штирлице Татьяна Лиознова, выписавшись из больницы, завтра будет отмечать свое 80-летие

К юбилею удивительной женщины и замечательного режиссера телевизионщики сняли документальный фильм "80 мгновений..." А сама Татьяна Михайловна недавно вернулась из клиники.

Последние два года Лиознова сильно болеет. Ей удалили доброкачественную опухоль, а чуть позже она попала в больницу с диагнозом инсульт. Тогда врачи буквально вытащили ее с того света. После инсульта Лиознова долго восстанавливалась. Сейчас она дома, соседи говорят, что у нее редко кто бывает. Пару раз видели Тихонова, несколько раз Броневого. Недавно Лиознова побывала в санатории, потом ее опять хотели отправить в больницу, но она сказала: "Лучше умру дома". На днях пришлось три раза вызывать "скорую помощь" - аритмия сердца. Татьяна Михайловна сейчас пишет книгу о себе и о профессии режиссера.

Татьяна Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа, где занималась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Потом работала на киностудии им. Горького. Все было замечательно, но в 1948 году Лиознову увольняют как еврейку. Она просила дать возможность работать по специальности если не в Москве, то хотя бы в Свердловске, в Сибири, где угодно. Ей отказали. Лиозновой помог Герасимов. Она была его ассистентом в фильмах "Молодая гвардия", "Таинственная находка", "Земля и люди".

Денег все равно не хватало, и Татьяна начала параллельно писать для "Литературки". Редактором тогда был Константин Симонов. Однажды в конце дня он предложил молодой сотруднице проводить ее домой. Единственное, что волновало Лиознову, - старое пальто, чужая шапка, какие-то неуклюжие ботики. И тем не менее они пошли гулять по Цветному бульвару. Потом Симонов взял такси, повез ее домой, а во дворе у машины их увидела мама. Дома устроила скандал, объясняя, кто она, а кто он. Лиозновой пришлось даже скрываться от Симонова, просила соседей по коммуналке говорить, что ее нет, если в телефонной трубке картавый мужской голос. Однажды трубку сняла она сама. Звонила секретарь Симонова и передала Лиозновой, что он улетает в Монголию и просит минут через пятнадцать спуститься во двор. Мама, помолчав, сказала: "Оденься потеплее". Константин Михайлович уезжал надолго и хотел поздравить Татьяну с 8 Марта. Прямо в машине распили бутылку шампанского, и он предложил прокатиться по Москве. Когда подъехали к студии им. Горького, через открытое окно Лиознова закричала: "Я все равно буду здесь работать! Я буду лучшим режиссером!".

Ее первой самостоятельной работой стал вышедший в 1958 году фильм "Память сердца". Большую известность принесла Лиозновой лирическая картина "Три тополя на Плющихе", в которой главные роли исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Фильм "Семнадцать мгновений весны", поставленный по одноименному роману Юлиана Семенова, прославил и режиссера, и актеров Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева и стал одним из самых значительных в их творчестве. В начале 80-х годов выходят две другие картины Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" и "Карнавал". Кроме того, Татьяна Михайловна преподавала во ВГИКе и вместе со Львом Кулиджановым руководила режиссерско-актерской мастерской.

Рассказ Александра Борщаговского "Три тополя на Шаболовке" был напечатан в августе 1966 года. Когда Лиознова приступила к работе над фильмом, то изменила название, решив, что "тополя" больше подходят Плющихе, а не Шаболовке. Она не устраивала традиционных кинопроб, но фотопробы актеров все-таки делались. Помимо Олега Ефремова на роль таксиста планировался Николай Рыбников, а вместе с Дорониной на роль Нюры-Анны пробовались популярные артистки кино. Лиознова считала Доронину актрисой, умеющей "точно выразить любое внутреннее состояние своей героини". В любовном дуэте с Олегом Ефремовым ей помог накопленный к тому времени личный опыт: бурная супружеская жизнь с Олегом Басилашвили, развод и следующий брак с Эдвардом Радзинским. Экранного мужа Гришу сыграл Вячеслав Шалевич. Сначала Шалевич думал отказаться от очередного отрицательного типажа, но Лиознова уговорила его. После съемок эпизода со "свадебной" телегой режиссер задумала сцену с песней "Опустела без тебя земля". Ее в сценарии не было. Она обратилась к Александре Пахмутовой с просьбой написать музыку. Та отказалась. Упрямая Лиознова пригласила ее посмотреть уже отснятый материал. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: "Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова". Как известно, на съемках зачастую герои-любовники друг друга терпеть не могут, но здесь отношения между партнерами сложились, и не только творческие. Фильм получил массу положительных рецензий. Единственная копия, кроме хранящейся на студии, еще не принятых "Тополей" ходила по правительственным дачам. История о несостоявшейся любви пришлась по душе буквально всем. В 1968 году ее увидели 26 миллионов человек.

Подсчитано, что премьеру фильма "Семнадцать мгновений весны" посмотрели свыше 200 миллионов зрителей. Вячеслав Тихонов в картину попал случайно. На его месте мог быть Арчил Гомиашвили, чью кандидатуру отстаивал Юлиан Семенов. Гомиашвили очень хотел играть Штирлица. Он просился на эту роль у Татьяны Михайловны, тогда у них был роман. Позже Лиознова предлагала ему сыграть Мюллера, но он ответил: "Меньше чем на Штирлица не согласен". Из-за этого они поссорились и расстались. Ходили разговоры и о кандидатуре Олега Стриженова, но он в то время был занят в другом фильме и играл в театре. Кто-то из ассистентов предложил попробовать свободного от съемок Вячеслава Тихонова. Его загримировали и приделали пушистые усы. Вид штандартенфюрера привел Лиознову в ужас. Но, поработав с актером, она стала возлагать надежды на Тихонова.

В роли Мюллера Лиознова видела актера Всеволода Санаева. Он категорически отказался. В те времена Санаев был секретарем парторганизации "Мосфильма". Пробовались и другие малоизвестные актеры, пока второй режиссер картины не привел на съемочную площадку Леонида Броневого. Его пригласили в картину буквально в последний момент. Правда, в первый свой съемочный день он отправился не в кинопавильон, а в загс - Броневой женился. Накануне свадьбы актер проводил все свое свободное время вместе с будущей женой, разучивая текст сценария. При этом невеста играла роль Штирлица. Когда Броневого одели в мундир группенфюрера СС, то он оказался на два размера меньше, чем нужно, особенно мешал воротничок. Артисту приходилось все время дергать головой. "Блистательный жест!" - воскликнула Татьяна Лиознова. Перспектива играть одного из фашистских лидеров за маленький гонорар - 2435 рублей 70 копеек на три года, это примерно 43 рубля в месяц - совсем не радовала актера. Но второй режиссер сказал ему: "Ты не знаешь, что тебе принесет эта роль!"

Однажды исполнитель роли Вальтера Шелленберга (начальника Штирлица) Олег Табаков получил письмо из Германии, в котором его благодарили: "Вы так похожи на дядю Вальтера, что мне не остается ничего другого, как повесить ваш портрет в этой роли в моей комнате". Письмо прислала родная племянница Шелленберга. Юлиана Семенова, Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова удостоили ордена Ленина, а Леонид Броневой, Олег Табаков, Ростислав Плятт и Евгений Евстигнеев получили орден Трудового Красного Знамени. С тех пор до осени 1981-го сериал по ЦТ демонстрировался много раз, но Брежнев его не видел. И вот Леонид Ильич посмотрел сериал. Ему настолько понравилась картина и ее герой, что он тут же предложил присвоить Максиму Исаеву (Штирлицу) звание Героя Советского Союза. Уговорили "ограничиться" присвоением звания Героя Социалистического Труда актеру Вячеславу Тихонову... Киноархивы листала Татьяна СЕРГИЕНКО, "ВЕДОМОСТИ"