Архив
Встречи на платформеАлла ПОДЛУЖНАЯтеатровед

Андрей Жолдак и Дмитрий Богомазов под призмой театрального эксперимента

"Театральная платформа" как профессиональная форма связей видов искусства достаточно давно существует в Европе. А для нас это дело новое. В Киеве Украинская театральная платформа в этом году прошла лишь второй раз.

Платформа - это интернациональная сеть партнерства и сотрудничества в области театра. Международная группа профессионалов, продюсеров, организаторов фестивалей приезжает в страну и отсматривает предложенную ей театральную программу. В Украине идею интеграции национального театра в общеевропейский художественный процесс инициировал художественный руководитель Киевского театра "Вiльна сцена" Дмитрий Богомазов, нашедший поддержку в управлении культуры. Результаты прошлогодней Платформы, сумевшей "прорубить окно" в Европу спектаклями Жолдака ("Гамлет"), Богомазова ("Морфий"), Яремчука ("Вишневый сад" - Киевский театр марионеток), вдохновили организаторов. И на вторую Платформу экспертам из Франции, Италии, Польши, Хорватии, России представили 12 спектаклей театров Харькова, Киева, Львова, Берегово. Любой отбор - это определенная тенденция. Наблюдалась она и на этот раз. Андрей Жолдак. Фото Михаила МАРКИВА Стоящие на единой платформе спектакли отличаются общим стремлением к освобождению от стереотипного сценического реализма. Странным образом в этот авангард "затесался" тонкий, психологический, совершено реалистичный спектакль "Дядя Ваня" Киевского театра на Подоле. А все остальное этот самый стереотипный реализм каленым железом "выжигает" из своих спектаклей.

Лидер подобной расправы с традиционным реализмом, конечно, Жолдак-Тобилевич. Хотя его спектакли "Один день Ивана Денисовича" и "Месяц любви" идут в Харьковском украинском драмтеатре им. Т. Г. Шевченко, киевляне уже несколько раз имели возможность подивиться многогранности воинствующей, неординарной режиссерской мысли неистового потомка знаменитого корифея украинского театра.

С самого начала творчества киевский режиссер Дмитрий Богомазов ищет собственные эстетические способы создания своего художественного направления. Он действует убежденно и последовательно. Его почерк характерен острым ощущением времени, образным видением, умением неожиданно переносить классический сюжет в пространство современного восприятия. Интересно, что спектакли Д. Богомазова, показанные на второй Платформе - "Сон в летнюю ночь" (Русская драма), "Morituri te salutant" ("Вiльна сцена") и другие, - никогда не оставляют зрителей равнодушными. Их либо безоговорочно принимают, либо полностью отрицают.

В русле современных тенденций глубинных исследований природы человека существует Центр современного искусства "Дах". "Печальный спектакль" и "Время смуты" в постановке В. Троицкого интерпретируют версии драматурга Клима, который, в свою очередь, создает версии Достоевского и Шиллера.

Для многих стал открытием Киевский театр марионеток, где пытаются оспаривать принадлежность куклы-марионетки только детскому театру и создают настоящие "взрослые" шедевры. Удивительный спектакль "Дом, который построил Свифт", в котором изобретательно сосуществуют марионетки и живые актеры, словно представляет саму жизнь в сценической миниатюре.

Львовский десант привез на Платформу три спектакля. Хорошо известный киевлянам-театралам "Театр у кошику" представил жемчужину украинской классики "Украденное счастье" И. Франко как образно-пластическую притчу о любви и долге. Спектакль "Квiтка-невiста" в проекте "Майстерня пiснi" - снова неожиданный взгляд на сценическое действо. Назвав его концертом для голоса и исполнителя, автор идеи и режиссер С. Ковалевич дал возможность удивительной актрисе Н. Половинке взаимодействовать со своим голосом. Получилось песенное путешествие в глубь веков, где ритуал был естественен, как дыхание, и откуда взяли начало национальные традиции.

Львовский театр "Воскресiння" показал премьеру спектакля "Западная пристань" Б.-М. Кольтеса. В поисках адекватного современному восприятию ответа на вечный вопрос искусства, в чем смысл бытия, режиссер Я. Федоришин вместе со сценографом А. Федоришиной создают на сцене ирреальный мир. Усиливая неоднозначность происходящего, спектакль рассказывает о проблемах эмиграции - и реальной, и той, что ищет выход внутри души. Режиссер представляет царящий абсурд как норму существования. Яркая театральная форма, пластическое решение и музыка производят завораживающее впечатление. Удивляет образ... бочки, варьирующийся во множестве видов, начиная от ассоциаций с вынужденным пристанищем Диогена и заканчивая местом единственного убежища человека ХХI века от вселенских катастроф.

Таким же многоплановым, эмоциональным и глубинным по мысли был спектакль "Сын, ставший оленем" по Ф. Юхасу Береговского венгерского театра им. Дюлы Ийеша в постановке А. Виднянского в совместном проекте с Венгерским Замковым театром. Режиссер строит действие по принципу античного театра. В центре - мать и сын, окружающий мир - хор, который комментирует непрерывающийся вечный диалог остающихся родителей и уходящих детей. В череде выразительных ассоциаций перед зрителем проходит история одной семьи, вместившая в себя историю нескольких поколений. Создается некий миф. На сцене действуют живые стихии - вода, земля, огонь. Сняв с ног котурны в виде связок книг, сын отрекается от традиций и, стряхивая пепел в кружку с молоком, перечеркивает память детства. Но молчаливый скорбный взгляд матери, проникающий сквозь годы и пространства, способен вытянуть из абсурда происходящего...

ДОСЬЕ

Дмитрий Богомазов - координатор "Театральной платформы", руководитель театра "Вiльна сцена". Свои самые успешные спектакли поставил в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра - "Немного вина...", "Двенадцатая ночь", "Обманутая", "Смерть Тарелкина". Судьба МариныОлег ВЕРГЕЛИС"Ведомости"

Театр имени Ивана Франко попрощался со своей ведущей актрисой - Мариной Герасименко. Ее смерть стала для театра шоком.

Во вторник с утра актеры перезванивались: "Неужели? В это невозможно поверить!..". В труппе ее любили за фанатичную преданность ремеслу. Хотя иногда и остерегались ее острого словца. Марина Константиновна была человеком бескомпромиссным - и в профессии, и в жизни. Всей душой болела за театр. Была связующим звеном между представителями старшего поколения труппы: со многими тесно общалась, регулярно созванивалась. На киевских кладбищах она знала каждую могилку актеров своего театра. Кто мог представить, что так преждевременно коллеги соберутся у ее могилы...

Сцене Театра имени Ивана Франко она отдала сорок лет. В 1964-м окончила Киевский театральный институт - и сразу к франковцам. На старте карьеры она органично влилась в труппу. Ее привечали мастера - Наталья Ужвий, Евгений Пономаренко, Нонна Копержинская, Ольга Кусенко. Марина Герасименко в "Украденном счастье". Фото из архива "ВЕДОМОСТЕЙ" К ней был благосклонен главный украинский драматург тех времен Александр Корнейчук. Во многих пьесах ныне опального автора она играла вместе со своим мужем Степаном Олексенко. Их союз - один из редких примеров творческой и семейной верности в таком непостоянном театральном мире. Уже первые сценические образы актрисы в спектаклях "Страница дневника", "Антигона" отличались лиричностью, романтизмом, а то и трагедийным накалом. Впоследствии одной из лучших ее работ стала Зинька в классической пьесе Марка Кропивницкого "Две семьи". Разрывалась душа, когда актриса, не впадая в сценические истерики, передавала и раздвоенность героини, и безнадежность ее страстной любви, итогом которой стало самоубийство... Когда в театр пришел Сергей Данченко, он занял Герасименко в своем "Украденном счастье". Ее Анну невозможно было перепутать ни с какой другой, несмотря на то что в спектакле было пять дублей главной женской роли. Герасименко играла отрешенно, неистово. Она умела тонко ретранслировать душевное состояние, при котором в человеке сражаются чувства и разум, а исход этой битвы, увы, предрешен. В "Гибели эскадры" Данченко предложил ей роль Оксаны, в "Энеиде" - Юнону. С Сергеем Владимировичем она постоянно вела непростой внутренний полемичный диалог... И безумно ценила его как художника. А когда два года назад его не стало, Марина Константиновна перенесла эту потерю как личное горе. В последние годы Данченко предлагал ей роли, далекие от прежнего лиризма и драматизма, тонко чувствуя в ней характерную комедийную актрису. В спектакле "За двумя зайцами" он назначил ее Секлетой Лимерихой. И едва Герасименко появлялась на сцене в обносках из секонд-хэнда и с тележкой в руке, зал восторженно встречал ее героиню. В этом сезоне актриса ни разу не вышла на сцену. Болезнь. Клиника в Феофании. Реанимация.

...Совсем недавно она отметила 60-летие. Пригласила весь театр. Накрыла шикарный стол. Специально к юбилею сшила красивое платье. И отмахивалась от пафосных словословий, просто общаясь с друзьями и коллегами. Она была одним из столпов этой труппы, несмотря на пустые сезоны и постоянное ожидание Роли. Она из когорты тех самых наших главных театральных "шестидесятников", в строю которых, говоря словами Гамзатова, все чаще возникает "промежуток малый"...

ДОСЬЕ

Марина Герасименко родилась в 1941 году в Киеве. С 1985-го - народная артистка Украины. На сцене Театра имени Ивана Франко играла в спектаклях "Украденное счастье", "Энеида", "Житейское море", "Две семьи", "Страница дневника", "Антигона", "Грех" и многих других.