Архив
Тема Бабьего Яра заслуживает другого режиссераЕлена ЧЕРЕДНИЧЕНКОжурналист

Продюсер Марк Рудинштейн против постановщика Николая Засеева-Руденко

Один из самых загадочных украинских фильмов последних лет - "Бабий Яр" режиссера Николая Засеева-Руденко. Многие о нем слышали, но мало кто видел на канале "Эра" ранним утром. Намедни эта картина оказалась в эпицентре громкого скандала...

В Киев на кинофестиваль "Молодость" приехал Марк Рудинштейн, сыгравший в этой картине одну из ролей. Известный продюсер собрал пресс-конференцию и рассказал о ситуации вокруг фильма в связи с резкими и скандальными выступлениями в СМИ режиссера картины.

- Я впервые в жизни нарушаю табу, - говорит г-н Рудинштейн. Марк Рудинштейн: согласился сниматься во имя идеи. Фото "Нового канала" - Никогда не сужу коллег и не вступаю в полемику с творческими людьми. Но Засеев - не художник, и полемика моя будет не творческой. Я не скрывал от него, что приехал в Киев, желая поставить точку в этой истории. Недавно в одной киевской газете вышло интервью с Засеевым-Руденко под названием "Ну не обрезанный я. Так что? На моей стороне 33 771 еврей, уничтоженный в Бабьем Яру". Почему у него двойная фамилия? Не знаю. В советское время ходила шутка: когда был Каганович - я был Рабинович, когда Хрущев - я Борщев. Каждое слово, сказанное Засеевым, не имеет ничего общего с ситуацией вокруг картины "Бабий Яр".

Интервью начинается словами "народный артист СССР, известный кинорежиссер Николай Зассев-Руденко". Я потратил полгода жизни, но добрался до советских архивов и официально заявляю: Николай Засеев-Руденко никогда не был народным артистом Советского Союза! То есть на первой же строчке, в которой звучит ложь, разговор можно было бы и закончить. Если бы не была затронута одна болезненная тема - Бабьего Яра, - к которой я оказался причастен.

С Засеевым я познакомился в прошлом году на кинофестивале в Ялте, и он предложил мне сыграть в этом фильме. Предложил, вероятно, в расчете, что я помогу финансово. В сценарии я ничего хорошего не увидел. Но мне очень хотелось прикоснуться к теме. Постоять спиной к этой яме, прочувствовать эту трагедию. Исключительно по этой причине я, не зная Засеева как режиссера и человека, согласился.

Впоследствии Засеев обвинил меня в том, что я переделал картину. Но, просмотрев материал, я увидел, насколько он беспомощен. Отчаяние было большое. Исходный материал я показал в Москве известному оператору Михаилу Аграновичу. Я истратил пять тысяч долларов, чтобы в одной из лучших московских лабораторий довести материал по цвету и звуку. То есть сделать то, что не было сделано на съемочной площадке. Мы действительно фильм чуть сократили. Но этот вариант я никому из актеров, как уверяет Засеев, не показывал, а отдал кассету режиссеру: "Посмотри, если тебя это устраивает, мы можем вложить еще пятьдесят тысяч долларов и довести картину до ума". Но я поспешил. Из Москвы мне пришло сообщение, что с этим сделать ничего нельзя: "Картина безнадежно загублена". Сказал об этом одному из финансистов фильма. Тот ответил, что общаться с Засеевым трудно, поскольку он все время скандалит, поэтому пусть все остается как есть.

Я повез Засеева в московскую синагогу, мы показали картину там... Конечно, все, связанное с Бабьим Яром, вызовет у зрителей слезы и сочувствие. И вот здесь начинается пограничная зона.

Засеев, играя на подобной зрительской реакции, заявляет, что картина пользуется большим успехом. Я был в день телепремьеры "Бабьего Яра" в Израиле. (В интервью Засеев сказал: "Картина прошла с триумфом! Это все критики признали...") Единственная правда в словах Засеева состоит в том, что в тот день рейтинг канала был необычайно высок. Но людей привлекла тема. Однако ни одной положительной рецензии на фильм не вышло. Если мне кто-то принесет хоть одну, я подниму руки. У меня в Израиле много родственников, друзей, знакомых - никто не отозвался положительно о художественной стороне фильма. Материал, который мог бы стать совестью и трагедией нации, превратился в беспомощную картину, вызывающую не отчаяние, а возмущение.

Засеев повсюду говорит о своем смелом поступке. Но если уж говорить о подвиге, то его много лет назад совершил Евтушенко, написав "Бабий Яр". Бабий Яр, безусловно, заслуживает другой картины и другого художника.

Песню в исполнении Быстрицкой Засеев озвучил другим голосом. Он озвучил и меня другим голосом, создав совершенно противный еврейский акцент - наподобие того, с которым нас дразнили в детстве. Он умудрился исказить даже то, что делали актеры на площадке. Он заявляет, что я переделывал картину неизвестно с каким режиссером, но "наверное, с Цукерманом". Желая таким образом подчеркнуть, что еще несколько евреев участвовали в уничтожении фильма. Хотя Цукерман - американский режиссер, которого я никогда не видел.

Засеев - человек, умеющий открыто смотреть в глаза и врать, врать, врать... Он рассказывает о премии, которую получила его "Чорна рада" на фестивале в Ялте. Но я своими глазами видел, как Засеев держал организаторов за горло, чтобы ему дали премию. Если он к чему-то прикасается, там оканчивается искусство. Если в заявлениях режиссера есть хоть слово правды, я принесу публичные извинения. Но ложь в каждой фразе... Не давайте ему денег, расскажите всем, кто такой Засеев-Руденко.